Спецпроект
День Рождения Альберта Эйнштейна
Неизвестные истории из жизни известного физика
14 марта 1879 года родился Альберт Эйнштейн
Голос улиц: Кто все эти люди?
Мы показали две фотографии Эйнштейна: в молодости и на склоне лет. Отвечают жители Москвы.
Биография Альберта Эйнштейна

Альберт Эйнштейн родился в небогатой еврейской семье 14 марта 1879 года на юге Германии. Отец держал маленькое предприятие по производству перьевой набивки перин. Мать была из семьи торговца кукурузой и занималась домашним хозяйством. Спустя год после рождения Альберта, Эйнштейны перебрались в Мюнхен, где в 1885 году будущий знаменитый физик стал учеником католической начальной школы. В 1888 году он поступил в Луитпольдовскую гимназию. Эйнштейн не был первым учеником, однако в точных науках и латыни он опережал своих сверстников. Аттестат зрелости он получил лишь со второй попытки и в 1896 году был принят в швейцарский Политехникум на педагогический факультет. В университете слыл прогульщиком, поэтому окончил его с высоким баллом, но отрицательной характеристикой преподавателей. Поэтому никто не захотел помочь ему продолжить научную карьеру. Эйнштейн остался без работы. В то же время он отказывается от германского гражданства и получает швейцарское. В Берне он работает в Федеральном Бюро патентования до 1909 года.

В 1905 году были опубликованы сразу три важнейшие научные работы Альберта Эйнштейна, посвященные специальной теории относительности, квантовой теории и броуновскому движению. Тогда Эйнштейн впервые ввел в физику формулу соотношения между массой и энергией, а в 1906 году записал ее в виде формулы Е=mc². Эти работы принесли учёному славу. Эйнштейн становится почетным доктором многих университетов и членом ведущих академий наук мира.

В 1933 году Эйнштейн был вынужден покинуть Германию из-за антисемитских настроений. Он уезжает в США и получает профессуру в Принстонском институте высших исследований, где проработал до конца жизни. Именно в США Эйнштейн приобретает репутацию гениальнейшего физика в истории. Его образ становится олицетворением «безумного учёного» и в последствии монетизируется СМИ.

Последние 20 лет своей жизни Эйнштейн посвятил разработке «единой теории поля» и проблемам космологии. Он умер 18 апреля 1955 года в Принстоне от разрыва аорты.

В 1999 году журнал Time назвал Эйнштейна человеком столетия.
Слушайте историю: Женщины Эйнштейна. Милева Марич
Слушайте историю: Женщины Эйнштейна и Нобелевская премия
Слушайте историю: Женщины Эйнштейна.
Эльза Левинталь
Слушайте историю: Русская любовь Эйнштейна
Слушайте историю: Вредные привычки Эйнштейна
Внимание! Данный проект содержит сцены курения! Мы не разделяем пристрастий Эйнштейна и настаиваем, что курение вредит вашему здоровью.
Слушайте историю: #Безносков
Слушайте историю: Эйнштейна в президенты!
Слушайте историю: Как Эйнштейн и Тесла эсминец украли
Слушайте историю. Физика и лирика: любимая музыка Эйнштейна
Слушайте историю: Тайна мозга Эйнштейна
Слушаем запись голоса Aльберта Эйнштейна
Перевод речи Эйнштейна «The Common Language of the Science»

«Всеобщий язык науки»


Первый шаг на пути к созданию языка заключался в выражении впечатлений от событий с помощью символов, звуков или каких-нибудь иных способов. Весьма вероятно, что столь примитивного уровня общения достигли, по крайней мере в известной степени, все животные, живущие сообществами. Более высокая ступень в общении достигается, когда вводят новые символы, уславливаются о том, что означают эти символы, и выражают отношение к событиям, обозначаемым ими. На этом этапе уже можно сообщать о более сложных последовательностях событий. Так рождается язык. Если язык должен служить всеобщему взаимопониманию, то те, кто им пользуется, должны придерживаться единых правил для символов, с одной стороны, и событий и связей между событиями, — с другой. Проблема овладения этими правилами решается теми, кто говорит па одном языке, в основном чисто интуитивно в детстве. Когда же эти правила осмысливаются, возникает то, что называют грамматикой. На ранней стадии каждое отдельное слово языка может соответствовать впечатлениям. На более поздних стадиях такая прямая связь утрачивается, поскольку по крайней мере некоторые слова выражают впечатления только в комбинации с другими словами (например, слова "быть" или "вещь"). Теперь уже не отдельные слова ставятся в соответствие впечатлениям, а комбинации слов отвечают группам впечатлений. При этом язык становится отчасти независимым от первоначальных впечатлений и достигается его большая внутренняя связность и самостоятельность. Только на этом более высоком этапе развития, когда появляется достаточно много абстрактных понятий, язык становится инструментом мышления в подлинном смысле этого слова. Но именно здесь язык становится источником опасных ошибок и заблуждений. Все зависит от того, в какой мере слова и их комбинации соответствуют миру впечатлений.

На чем же основана столь тесная связь между языком и мышлением? Разве нельзя мыслить, пользуясь не языком, а лишь понятиями и комбинациями понятий, для которых невозможно подобрать слова? Разве не случалось каждому из нас подыскивать слово уже после того, как он ясно осознал связь между предметами? Мы были бы склонны приписывать акту мышления полную независимость от языка, если бы индивидуум формировал или мог формировать свои представления, не общаясь с другими людьми посредством языка. И все же, весьма вероятно, что мышление индивидуума, выросшего в подобных условиях, было бы очень ограниченным. Отсюда мы должны заключить, что умственное развитие индивидуума и в особенности характер формирования и комбинирования понятий в значительной мере связаны с языком. Следовательно, одинаковый язык означает одинаковое мышление. В этом смысле мышление и язык связаны друг с другом.

Что же отличает язык науки от языка в обычном смысле? Как объяснить, что язык пауки в целом понятен каждому? Наука стремится к предельной точности и ясности понятий, их взаимосвязи и соответствия чувственным данным.
Рассмотрим в качестве примера язык эвклидовой геометрии и алгебры. Имеется небольшое число вводимых независимо понятий и символов, таких, как число, прямая, точка, и фундаментальные правила комбинирования этих понятий. Вместе они образуют основу для построения или определения всех упорядоченных утверждений и других понятий. Связь между понятиями и утверждениями, с одной стороны, и данными чувственных ощущений — с другой, устанавливается путем операций счета и измерения, определенных с достаточной четкостью. Наднациональный характер научных понятий и научного языка обусловлен тем, что они были созданы лучшими умами всех времен и народов. В одиночестве (и тем не менее в совместном усилии, если рассматривать их конечную цель) они создали духовные орудия для технической революции, преобразившей за последнее столетие жизнь человечества. Созданная ими система понятий служила путеводной нитью в диком хаосе чувственных восприятии и научила нас извлекать общие истины из частных наблюдений.

Какие надежды и страхи принесет человечеству научный метод? Не думаю, чтобы этот вопрос был поставлен правильно. То, что может сотворить какое-либо устройство в руках людей, зависит исключительно от характера тех целей, которые ставит перед собой человечество. Коль скоро эти цели намечены, научный метод указывает средства для достижения их. Указывать же эти цели научный метод по может. Научный метод сам по себе не мог бы ни к чему привести и даже вообще не мог бы появиться, не будь у человека страстного стремления к ясному пониманию. Я считаю, что наш век характеризуется развенчиванием целей и совершенствованием средств для их достижения. Если мы страстно стремимся к безопасности, благосостоянию и свободному развитию всех людей, то должны найтись и средства для достижения этого состояния. Если к этому стремится даже небольшая часть человечества, то время докажет правильность ее устремлений.